Menu

Средневековье вокруг нас. Перевернутый мир AES+F

17, Июн, 2019

unnamed (4)Inverso Mundus — это выставка группы художников AES+F. Она полна гротеска и аллюзий к Средневековью, эпатажа и эстетики пыток. Выставка создана для нового взгляда на привычные, окружающие нас вещи. Нам удалось поговорить с художниками и разобраться во всем этом.

 

Где мы оказались?

Выставочное пространство постепенно погружает нас в атмосферу современного Средневековья (что бы это ни значило), где все поменялись местами. Свинья медленно режет мясника, женщины пытают мужчин, а вокруг медленно пролетают фантастические существа, похожие на домашних животных. Происходящее дополняется оглушающей музыкой, создающей диссонанс с инсталляциями и видео-артом — основными художественными средствами AES+F.

 

AES+F — аббревиатура из фамилий художников Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса. Группа стала всемирно известна после провокационной работы «Последнее восстание», представленной от России на Венецианской биеннале 2007 года.

 

 «Последнее восстание»

 

Выставка Inverso Mundus, на которой мне удалось побывать только сейчас, впервые была представлена в 2015 году во время 56й Венецианской биеннале. Потом этот проект выставлялся в Европе, Азии, не обошел и Россию. В нем задействованы 57 человек, среди них профессиональные актеры, модели, а также люди, прошедшие стрит-кастинг (непрофессиональные актеры, — прим. ред.). Художники устраивали кастинг, чтобы добиться максимального разнообразия палитры этнического состава. По словам Евгения Святского, для съемок в Москву даже прилетали две пожилые дамы из Австралии. Съемки заняли две недели, во время которых Владимир Фридкес делал фотографии актеров, из которых смонтировал видео. Во время постпродакшна он присоединил анимацию с графикой.  

 

«Мы стремимся рассказать о мире так, как его видим», — Евгений Святский

 

Художники признаются, что проект «не передает никакого очевидного посыла» и при поверхностном просмотре происходящее больше кажется иллюстрацией современного апокалипсиса в «легкой, милой и забавной форме».

 

AES+F: «Inverso Mundus это мир, где химеры оказываются домашними питомцами, а апокалипсис развлечением»

 

Экспозиция состоит из «перевертышей» — знакомых предметов обихода, которые становятся орудием для пыток. Эти скульптуры, как говорит Евгений Святский, с одной стороны выступают реквизитом для съемки видео, а с другой самостоятельными работами в виде пыточных агрегатов, стилизованных в духе дизайна Икеа, которые легко можно представить в домашнем обиходе. Художники поднимают социальные проблемы мира фирменной иронией, добавляя элементы маскарада в композицию: маргиналы дают деньги богатым — социальное неравенство, женщины устраивают инквизицию красивым мужчинам-моделям — борьба художников с объективацией, а на фоне красуются горы мусора — здесь художники совсем не приукрасили реальность.

 

Кто убийца?

Часть видео-арта представляет собой отрывок, где в роли мясника выступает свинья. Она медленно, с наслаждением разрезает человека. Это намек на отсутствие гуманного обращения с животными лишь для удовлетворения человеческих потребностей, что выглядит как рекламно-яркая поддержка вегетарианцев и различных фондов для сохранения животных.

 

View this post on Instagram

They said it is the year of the pig… #aesplusf #inversomundus

A post shared by AES+F (@aesplusf) on

 

Кто победит?

Всю стену занимает стеллаж с фантастическими сюжетами, напоминающими средневековые карикатуры или картины Иеронима Босха. Все, что мы видим, вновь является отголоском современности. То молодые, то старые побеждают в рукопашной схватке поколений — это тема постоянной быстротечности времени и борьбы людей, создающих эпоху. Сейчас старшее поколение может долго не уступать место молодым, ведь срок жизни увеличен, что, в действительности, больше актуально для Европы и Азии, но не для России. На экранах телевизоров мелькают одни и те же лица, что и 30 лет назад. Разве это не показатель?

 

Владимир Фридкес: «Парадокс в том, что вы и так все знаете, только не говорите, не чувствуете, а взглягнув на то, чего мы касаемся, задумаетесь».

 

В кого мы превращаемся?

Особое внимание приковано к моделям. Они совершенно не выражают эмоции, кажутся идентичными в поведении и больше напоминают зомби, чем живых людей. Отличаются лишь внешностью и ролями, в которых задействованы. Одежда у всех разная: от обыкновенных джинсов до роскошных платьев, в чем можно проследить перенасыщение товарами и гиперпотребление.

 

Трейлер к выставке

 

Какое у нас будущее?

Во время анализа работ возникает вопрос, а были ли темы, которых художники не касались и избегали в своем творчестве? На вопросы ответил Владимир Фридкес.

— Мы касались всех изменений, происходящих в мире и волновавших нас.  Оглядываясь на 10 лет назад, можно заметить, что все работы посвящены своей тематике, но подчинены одним принципам и их можно назвать трилогией, где возникает гигантское количество тем. У нас была серия, где мы снимали детей разного возраста, изучая тему детства и как взрослые эксплуатируют детскую красоту и невинность в рекламе, спорте. Потом ребенок вырастает и играет в компьютерные игры. Даже не умея читать, он сражается с виртуальными противниками. AES+F сделали несколько проектов на эту тему, ее исчерпали и закрыли. Поэтому сказать чего, черт возьми, не затронули, я не могу (улыбается). Наша группа точно никогда не рассуждала на локальные темы, даже если они нас беспокоят и касаются. Мы мыслим шире, нас интересуют глобальные тенденции.

 

View this post on Instagram

Our work will be shown in Thailand for the first time at the Bangkok Biennale in October. Really looking forward to it! #aesplusf #inversomundus #bangkok #digitalart #contemporaryart #bangkokbiennale @bkkartbiennale

A post shared by AES+F (@aesplusf) on

Этот мир гораздо привлекательнее, не так ли?

 

Каким вы видите современное искусство в будущем?

— Всегда возникают новые техники, которыми пользуются художники. Если раньше фотография — это документ, раз снято, значит так и было. Все поменялось настолько, что когда мы реально снимаем в Нью-Йорке 200 человек, нам говорят, что мы сняли в студии и на компьютере сделали, потому что у людей сознание перевернулось. Сейчас появляются новые изобразительные возможности, фотоаппараты и происходит взрыв фотографии. То, какие технические возможности будут завтра, мы не знаем, но художники их точно будут использовать, и от этого будет зависеть современное искусство.

Улучшают ли технологии искусство?

— Для одного проекта мы делали фарфоровые скульптуры, используя 3D-модели, довольно крупного размера. Форма известна, но система изготовления изменилась. Но зато за счет этого возникают тончайшие детали, которые невозможно слепить руками. Так что улучшают.

unnamed (5)Скульптура (да, эти именно скульптура), напоминающая конструкцию из Икеи

После интервью ко мне подошел мужчина, заявивший, что происходящее на выставке напоминает шизофрению и слишком заумно. Современное искусство непросто понять, оно эпатажно и стремится прямо указать на всеобщие проблемы. Выставка кажется совершенно немыслимой, но достаточно переставить части головоломки, чтобы выстроить единую картину нашего, настоящего, мира.

 

Мария Андреева, редакция Include

Фотографии взяты из официальной группы ВК Галереи современного искусства РТ  и инстаграма AES+F

 

В контексте:

Волшебные миры Хаяо Миядзаки

Обратная сторона прогресса

Как делаются выставки и почему это интересно на примере «Смены»