Menu

Игры, в которые играют люди

14, Мар, 2016

На дворе XXI век, учёные с помощью виртуальной реальности и игр успешно помогают избавиться от алкогольной зависимости. На «виртуальной терапии» всё не ограничивается, игровые подходы проникли в бизнес, обучение и рекламную индустрию… И имя этому – игрофикация.

Игрофикация, в обычном понимании, представляет собой применение игровых подходов в неигровых процессах с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.

Могу поспорить, что каждый день вы встречаетесь с массой механизмов игрофикации, но даже не подозреваете об этом.

Вспомните, как часто к нам приходят смс-ки от известных брендов с вестью о том, что на счету нашей карты n-ное количество бонусов, которые ждут, пока мы их потратим.

Рекламы банков, магазинов электроники наседает на наши уши со словами: «Совершайте покупки, копите баллы и обменивайте их на скидки или подарки в наших компаниях».

И много еще таких примеров в мире маркетинга, где, активно взаимодействуя с брендом, нам начисляются бонусы, очки, которые снова будут нужны для контактов с брендом. Замкнутый круг, да и только. Игрофикация — умелый механизм для формирования у потребителей лояльности к бренду, благодаря которому достигается основная цель крупных корпораций – получение прибыли… Но как завуалированно и увлекательно! Не подкопаешься с первого раза.

«Игрофикация также широко используется в рунете, в частности, в лендингах, посвященных промоакциям, для того, чтобы заинтересовать и привлечь целевую аудиторию. В таких случаях игрофикация используется и для того, чтобы удержать пользователя на странице, чтобы он более подробно ознакомился с предложением, и для того, чтобы он распространял информацию об этой промоакции. То есть одним выстрелом поражаются обе цели: и привлечение целевой аудитории, и создание эффекта сарафанного радио. Также игрофикация используется для того, чтобы под видом игры ознакомить пользователя с определенным товаром. Примеры удачных реализаций: праздничные промоакции от Aviasales на собственных лендингах и т.п.» — Кирилл Брагин, руководитель агентства интернет-технологий GoodSellUs

Как реализуется часть определения «…повышение вовлечённости в решение прикладных задач…»?

В управленческой сфере применяются очки, накапливаемые сотрудниками и лидерборды, метрики прогресса, на которых представлены лучшие из лучших, что включает соревновательный процесс у остальных «отстающих», а самое главное – вовлечённость в саму деятельность. В ходе достижения промежуточной цели наиболее эффективные сотрудники награждаются знаками отличия (бейджами), также их прогресс регистрируется на метрике, что дает обратную связь результатов самому сотруднику и является подталкивающим механизмом для коллег.

Кроме того, для сотрудников игровые моменты в работе помогают адаптироваться к новым условиям, быстро обучиться тем компетенциям, которые в обычном освоении занимают больше времени и, конечно же, повысить мотивацию к своей непосредственной деятельности. Что же касается самой компании, которая использует игровые механики, то она решает задачи, связанные с коммуникациями между сотрудниками и начальством. Создаются благоприятные комфортные условия для профессиональной деятельности, так как вместе с игрой приходит и снятие эмоционального напряжения, разрядка от рутинных распорядков дня.

«Есть сложнейшие симуляции реальных процессов, в том числе со специальным оборудованием. Например, на Toyota имеются небольшие конвейеры, на которых собирают игрушки. По ходу игры-симуляции отрабатывается множество мелких рабочих и серьезных организационных навыков. Очень активно игрофикация применяется в проектных форматах обучения. Ученики делятся на соревнующиеся команды проектов. Ставится комплексная задача команде, которая требует планирования, разделения труда, добычи ресурсов и создание какого-то продукта (даже если это будет лишь презентация идеи продукта). Получается, что в игре-проекте можно применить массу компетенций, своя команда не дает лениться, а команда соперников придает азарта», — Константин Тютюнов – эксперт по методикам обучения, геймификации и бизнес-симуляторам Русской Школы Управления.

Чтобы механизм игрофикации приносил плоды необходимо понимать, что он не может функционировать без определения конкретных целей и действий, приводящих к ним. Обязательно нужно обозначить и озвучить правила игры, которые не должны меняться по ходу. Понадобится также и обратная связь: чем она быстрее, тем эффективнее процесс. И конечно же, без вышеперечисленных инструментов (рейтинга, наград) не обойтись.

Игрофикацию приложили и в сферу обучения. Далеко ходить за примером снова не нужно: многим знаком сервис изучения английского языка «LinguaLeo».

Сам процесс освоения языка подается порционно, и наглядно показан прогресс, за определенное количество пройденного материала можно получить вознаграждение в виде бонусов, а позже обменять их на получение подсказок.

Очень напоминает игры, в которой прокачивается персонаж и получаются «ачивки».

В обучении игрофикация помогает заинтересовать и постоянно подкреплять этот интерес, сопутствующий геймдизайн подкупает поколение, которое выросло на играх.

«Вопреки мнению многих экспертов, сделавших игрофикацию своим основным источником дохода, она не является панацеей для решения всех проблем компании. Это всего лишь инструмент, который может стать действительно эффективным лишь в руках специалиста, а в руках дилетанта способен нанести немалый вред. Основные опасности при применении игрофикации таковы: достижение обратного эффекта в связи с неправильным определением мотиваторов; быстрое пресыщение и падение эффективности (недостаточная продолжительность игрофикации); синдром отмены (когда игрофикация закончилась, сотрудники уже не хотят работать по-старому); слишком высокий порог входа (времени на понимание правил игрофикации уходит слишком много)», — Андрей Комиссаров, руководитель НПО «Игровое Образование».

Игрофикация – это многофункциональный инструмент, позволяющий изменять поведение людей для достижения тех или иных целей. Применение игровых механик для решения прикладных задач широко используется в современном мире, нужно лишь не забывать про вопрос меры.

Лейсан Сибгатуллина, редакция «Include»

Фотографии из архива редакции.

Читайте также:

Как мы с хештегом счастье искали

Челлендж: неделя по методу «Помидора»